Патент стоимостью в одну минимальную зарплату в год, справка о несудимости, страхование пассажиров, медицинский осмотр и занесение данных водителя в реестр автомобильных перевозчиков.

После всех этих шагов человек сможет законно перевозить на своей машине людей на заказ. Облегченный вход на рынок такси сможет хотя бы частично вывести его из тени, считают в Министерстве инфраструктуры. Ведь множество таксистов, работают без соответствующих разрешений. Сейчас такси можно создать даже в пределах одного предприятия или структуры. Пример реализации такси в государственных структурах хорошо описан здесь.

Мнение перевозчика:

— Что нужно пассажиру? Это ездить дешево, но безопасно. Дешево сложно сделать полностью качественным и безопасным, тем не менее, наверное, около 70−80% клиентов пользуются услугами агрегаторов, онлайн-сервисов, что дает им возможность ездить дешево. Мы хотим делать так, чтобы, первое: все водители (даже самозанятые) проходили медосмотр, второе — чтобы все машины были застрахованы не просто страховкой гражданской ответственности, но и дополнительной страховкой на пассажиров.

Хотя бы минимальный фильтр для входа на рынок водителей и перевозчиков все-таки отсеивает тех, кто не сильно профессионально этим занимается. Информационно-диспетчерские службы, в том числе онлайн-сервисы, обязаны также зарегистрироваться в реестре служб и работать только с зарегистрированными перевозчиками.

— Зачем вам как службе такси конкуренты, которые будут забирать ваших клиентов?

— По идее, мы должны быть против частников, которые якобы должны забирать мой хлеб. Ситуация в том, что уже 95% рынка таких людей есть, они мне не мешают. У таких перевозчиков своя клиентура, у меня как у зеленого такси своя клиентура, которая готова, может быть, платить больше, но получать больше комфорта.

Для меня важно как для лицензированной компании иметь прозрачный рынок. Когда сейчас я, например, разговариваю с какими-то инвесторами, они мне говорят: «Покажите объемы рынка, сколько участников?» А мы этого не можем сделать, потому что 95% рынка в тени. 

Есть немало стран, в которых нужно и специальное обучение, и стоимостная лицензия, чтобы получить право таксовать. Почему для Украины избран более легкий вход на рынок такси?

— Есть такие страны. А есть часть стран, где действует такое же патентирование, как в украинском законе. В Португалии, если я не ошибаюсь, около 20 или 30 евро в месяц стоит такой патент, и любой частник может его приобрести и дальше ездить под Uber.

Только запрещать что-либо, мое мнение, не имеет смысла. Имеет смысл, если кто хочет работать в белую, дать легкий вход на рынок для того, чтобы увидеть этот рынок, для того, чтобы в дальнейшем его хоть как-то контролировать.

— Что для пассажира изменится при условии принятия этих изменений в закон о такси? 

Мнение:

Этот закон цементирует тот беспредел, который сейчас на рынке еще есть. Все интернет-платформы в Украине работают вне правового поля, они хотят узаконить свою деятельность сейчас. То есть на сегодняшний день таксисты должны быть лицензированы, платить налоги, проходить технический осмотр и медицинский осмотр. Ничего этого не делается, в результате вы как клиент страдаете.

Для того, чтобы что-то заработать, таксист работает 16+ часов, он убивает себя, убивает машину и в конце концов убивает пассажира. И все эти разговоры «наш пассажир застрахован на миллион гривен», ребята, страховка — это последствие ДТП или еще чего-то, не надо доводить до этого.

Уникальная ситуация в Украине, когда производитель товара и услуги не влияет на конечное ценообразование своего товара и услуги. Все цены сегодня устанавливают именно интернет-посредники. Есть экономически обоснованная цифра стоимости услуги такси, один километр проезда в автомобиле такси стоит около стоимости одного литра топлива. Если экономист вдумчиво почитает, получается, что интернет-платформы хотят заменить собой государство. Если они предлагают таксисту платить государству порядка 400 гривен в месяц, а себе с таксиста забирать больше десяти тысяч в месяц, для кого этот закон?

— Легкий вход на рынок такси — это один из шагов его легализации. Это выведет этот рынок из тени хотя бы частично?

— Четкая позиция профсоюза таксистов. Первое, мы не выступаем против интернет-платформ. Мы орем, чтобы интернет-платформа связывала клиента с профессиональным водителем, чтобы таксовали те люди, которые имеют хоть какое-то отношение к профессии таксиста. Должна присутствовать хоть какая-то школа таксистов.

Надо создать региональные реестры таксистов, чтобы вы как клиент могли элементарно в свой телефон забить номер автомобиля, и вы сразу увидите — это легальный извозчик или нет. Второе, перевозчик обязан иметь влияние на отрыв как главный производитель услуги. И третье требование, которое, наверное, все-таки первое. Без четких механизмов контроля закон можно даже не садиться и не писать, он работать не будет.

Неделю назад в Калифорнии, на родине приложения Uber, штат Калифорния принял законодательство, которое обязывает интернет-платформы принимать на работу таксистов. То есть не быть посредником, а быть работодателем с социальными пакетами. Где рынок такси нормально урегулирован, там люди ездят на отличных машинах и ездят безопасно.

Мы сегодня объединились все, мы будем делать очень жесткие меры, если нас власть не услышит. Если вспомнить 2006 год, мы не пустили президента Ющенко на работу, весь город Киев был заполнен автомобилями такси со всей Украины. Мы знаем, как останавливать движение, не нарушая закон.