Авто из Америки или Европы?

Если не один из сотен украинских автосалонов не удовлетворяет ваш изысканный автомобильный вкус или же если попросту хочется сэкономить, определите для себя несколько вещей.

Во-первых, хотите вы «пригнать» новую «лошадку» или подержанную. Ответ на этот вопрос даст вам видение того, а есть ли смысл затевать это все? К примеру, новые авто из Германии – Volkswagen, BMW, Mercedes продаются у нас практически по таким же ценам, как в Европе благодаря политике самих концернов производителей.

Авто из США есть смысл покупать поштучно только если автомобиль проходит через человека, работавшего в посольстве или консульстве США. Тогда пошлины будут минимальными. Кроме того, стартовые цены для американского рынка – самого большого в мире – уже изначально несколько занижены. Они такие же, как в Европе, только не в евро, а в долларах. При соотношении 1:1,3 это уже существенная разница. Этот определенный процент – даже с учетом доставки из-за океана – можно выиграть. Азиаты? А стоят ли они того, чтобы искать их на загадочном востоке, если это уже сделали за вас серые дилеры?

Итак, остановились на подержанной, не правда ли?

Теперь вопрос: откуда «гнать»? Рынок, по признанию самих автодилеров, с каждым годом сужается (дает о себе знать политика «кредит с нулевым первым взносом всем подряд», которой до недавнего времени грешили многие банки) в пользу новых авто. Неизменными остаются два направления – Германия (оттуда «гонят» «качество») и США («понты»).

Подержанные автомобили из Германии иногда даже через 10 лет лучше выглядят, чем собранные в Украине через 2-3 года эксплуатации. Именно это, а также возможность купить «сделанное на совесть», но уже давно снятое с производства четырехколесное чудо, и привлекает в этот сегмент искателей приключений на таможне.

Автомобили из США – преимущественно «битые» – за копейки уходят с аукционов после первой же аварии и благополучно оседают в контейнерах и автовозах предприимчивых граждан бывшего СССР, которые, зная страсть соотечественников к «шаре», с удовольствием заработают на этом пару тысяч «зелени».

В-третьих, необходимо определиться с возрастом автомобиля. Машины старше 8 лет ввозить не выгодно: очень высокие акцизы (как правило, превышающие стоимость автомобиля) и стоимость первой регистрации. Еще один рубеж – это пятилетние автомобили (от 0 до 5 лет, не включая новые). На них акцизы достаточно терпимые, хотя и в разы превышают плату за ввоз новых авто.

В-четвертых, необходимо решить, будете ли вы «пригонять» автомобиль самостоятельно, либо же «доверитесь профессионалам». У каждого из вариантов есть как плюсы, так и минусы. Главное, всегда помните одно: купить авиабилеты онлайн намного проще и всегда выгоднее.

Преимущества участия в процессе лично:

  • вы сами выбираете автомобиль в тамошнем салоне или на аукционе,
  • сами его щупаете (если, конечно, что-то в этом понимаете),
  • сами отдаете кровные денежки,
  • оформляете вывоз,
  • потом ввоз в Украину,
  • и с удовольствием прокатитесь с ветерком из Закарпатья или Волыни до столицы по тому, что после немецких автобанов и направлением-то назвать сложно.

Негатив – много «белых пятен» в знаниях «этапов». Трудности (не только языковые) могут возникнуть уже на этапе покупки авто за границей, а что уже говорить о вывозе «товара». С украинской таможней найти общий язык можно. Но откуда вы, обычный честный налогоплательщик, знали, что три подмигивания левым глазом означает «давайте Вы заплатите мне $1000 и я сделаю вид, что Вы ввозите сюда запчасти от своего BMW»?

Позитивы «аутсорсинга» в этом вопросе – фирмы, которые занимаются «перегонами» – знают не только, что означают три подмигивания левым глазом на украинской таможне, но и что такое три постукивания безымянным пальцем правой руки на немецкой J (Если серьезно, то, к примеру, из Германии вас не выпустят без уплаты спецналога и прохождения обязательного техосмотра перед выездом за границу).

Поэтому за небольшую плату (см. таблицу ниже) они готовы избавить вас от наблюдения за муками, в которые попадал ваш автомобиль на протяжении нелегкого пути из немецкого плена к вашему парадному.

Негативов – правда, не смертельных – в процедуре работы с «внешним покупателем» несколько. Первый – ненадежный, незнакомый человек может «впарить» вам все что угодно. Особенно, если у него на том берегу Рейна есть сообщник, вытягивающий, к примеру, из этого самого Рейна автомобили-«утопленники», либо ворующий машинки из-под носа у добропорядочных баварских бюргеров. Поэтому лучше обращаться с такими вопросами к серым дилерам. У них хотя бы юридический и физический адрес есть (ну не свернут же они за один день целый автосалон, чтобы испариться в неизвестном направлений), в отличие от фирм-«однодневок», состоящих зачастую из одного-двух предпринимателей. Не хотим наговаривать на всех, но один случай может испортить репутацию всего цеха.

Второй негатив – длительные сроки доставки заказа. Как правило, это 30 календарных дней с момента нахождения авто в США и 21 день – с момента обнаружения нужного вам авто в Европе. Сами вы бы справились намного быстрее.

Чтобы таможня дала добро

В этом разделе мы попытались собрать все возможные варианты платежей, которые так или иначе взимаются при ввозе автомобиля на территорию нашего государства. Затраты на доставку, оплату посреднических и «представительских» услуг, пошлины, налоги, акцизы – все в таблицах ниже.

При этом стоит помнить, что есть два варианта ввоза иностранного – нового или подержанного автомобиля в Украину: «живым» или «битым» (в качестве машинокомплекта без колес, бамперов, т. е. «типа» на запчасти). В первом случае придется оплатить только непосредственно «физическую» доставку – автовоз, контейнер, перегон по Украине. Вариантов «неживой» доставки также два. Один из них – битая машина. Фару, бампер, крыло могут поломать даже у новой машины, чтобы сбить ее оценочную / таможенную стоимость. После ввоза в страну, покупаются новые запчасти, благополучно устанавливаются, и машинка работает как новенькая. Второй вариант – разборка. Тут появляется как минимум два дополнительных звена: фирма, которая перед границей разбирает машину (на себя надеяться нечего, иногда не грех и двигатель снять для пущей правдивости), и фирма, которая собирает ее в прежний вид уже в Украине. Кроме того, и в первом, и во втором случае, по информации серых дилеров, имеют место быть расходы на «лечение зрения таможенника» – чтобы он «поверил», что машина действительно «битая» или что это действительно «машинокомплект»

Цены для «схемщиков» (оценка серых дилеров)

Перегон автомобиля от пункта продажи до парадного в украинском городе (автовоз или самоходом) €1000 / $1300
Разборка перед границей €1000 / $1300
Сборка после границы €1000 / $1300
Аренда контейнера на 3 автомобиля (доставка из США) $3000
Документы* $2000
Расходы на таможне** $2000

* Документы нужны для схемы: «у меня есть документы от убитого автомобиля, привезите мне такой же, только в нормальном состоянии, чтобы я мог его здесь продать и наварить свои $5000». Однако, по утверждениям самих дилеров, эта схема вот уже полгода, как наглухо прикрыта.

*Расходы на таможне могут быть непредвиденно большими

Оплата всех государственных налогов и сборов, как то: оплата в пенсионный фонд и первой регистрации автомобиля, происходит независимо от того, импортирован ли машинокомплект, либо целая машина. А вот на таможенной стоимости можно существенно сэкономить, так же, как и на импортной пошлине.

Константы: импортная пошлина – 10%, Пенсионный фонд – 3%

НДС = (Таможенная стоимость + сумма акцизного сбора + сумма пошлины) Х 0,2

Интервалы «объем двигателя» для «акциза» и «первой регистрации» разные. Например, в «акцизе» есть интервал 1500 – 2200 куб. см, а в «первой регистрации» – 1800 – 2500 куб. см. Однако для удобства читателей мы разбили эти группы на унифицированные интервалы.

Акцизы – источник: Закон Украины «О ставках акцизного сбора на некоторые транспортные средства и кузова к ним».

Сравниваем возможности

Мы решили проверить, насколько выгоднее / не выгоднее купить подержанный автомобиль за границей, на примере пяти автомобилей из разных «весовых» категорий, сравнив их стоимость на одном из немецких сайтов по продаже автомобилей и на его украинском «однокласснике». Выводы неутешительны: лучше за границу не ездить – цены почти одинаковые – в трех случаях из пяти разница в пределах €1000, а в некоторых случаях поездка за машиной за рубеж – еще и серьезная переплата.

Автомобиль Цена со старта Пошлина / Акциз / НДС Доставка (минимальные расходы) Первая регистрация (€1 = 7,5 грн.) Общая сумма Стоимость аналогичного автомобиля Экономия (—)/ переплата (+)
Audi A6 2,5 TDI Quattro 1997, 2,5 дизель €3000 €300 / 5000 / 1600 €1000 12500 грн. (€1667) €12567 $16650 (€12807) —€240
Mercedes-Benz 320 Elegance 2003, объем двигателя – 3,2 €13800 €1380 / 9600 / 4956 €1000 960 грн. (€128) €30864 $ 39500 (€30384) +€480
Skoda Superb 1,9 TDI 2005, 1,9 дизель €8000 €800 / 3325 / 2425 €1000 228 грн. (€30,4) €15580 $21000 (€16153) —€573
Volkswagen Golf 4 1999, 1,4 €2850 €285 / 2100 / 1047 €1000 2800 грн. (€373) €7655 $13000 (€10000) —€2345
BMW 535 2002, 3,5 €15000 €1500 / 12250 / 5750 €1000 960 грн. (€128) €35628 $30000

(€23076)

+€12552