Когда пилот «Формулы-1» на скорости более 300 км/ч попадает в критическую ситуацию, он намного больше защищен от травм и увечий, чем обычный водитель, нарушающий скоростной режим на дорогах общего пользования. Кокпит гоночного автомобиля сделан из сверхпрочного материала и закрывает тело гонщика от прямого удара. Голова, закрытая специальным шлемом, защищена сверху и сзади дугой безопасности, а при лобовом ударе спасает «ошейник», препятствующий смещению головы вперед. Тело спортсмена закреплено многоточечными ремнями безопасности, а гоночный комбинезон и нижнее белье изготовлены из пожарозащитного материала.

Трассы чемпионатов мира, где проходят гонки «Формулы-1», отличаются друг от друга протяженностью, рельефом, конфигурацией поворотов, но их объединяет то, что они имеют многоуровневую систему защиты гонщиков и зрителей: тормозные зоны с щебенчатым покрытием, энергопоглощающие брустверы из покрышек, отбойники, защитные сетки и др. Но главным критерием безопасности является высочайший уровень водительского мастерства и широкий арсенал активной безопасности в форме элементов, операций и целостных приемов, позволяющих стабилизировать автомобиль при потере устойчивости и управляемости.

О характере концентрации и напряженности гонщика свидетельствуют физиологические сдвиги в организме. Так, частота сердечных сокращений спортсмена составляет 180–200 ударов в минуту, а потеря веса за полтора часа гонки достигает 3–4 кг, хотя гонщики такого уровня не имеют лишнего веса.

И все же, несмотря на высокий уровень защиты, на трассах «Формулы-1» погибли четыре действующих чемпиона мира и многие спортсмены получили тяжелые травмы из-за форс-мажорных ситуаций, которые возникают в соревновательных условиях спортивной борьбы.

Возвращаясь вновь к проблемам экстремального вождения, можно констатировать, что есть три реальных подхода к сохранению безопасности. Первый — научиться прогнозировать опасные ситуации по прямым и косвенным признакам. Для этого нужно стать «автомобильным шахматистом », мгновенно оценивающим ситуацию на дороге и поведение других водителей. Второй — научиться чувствовать автомобиль как собственное тело, а при управлении в сложных ситуациях понимать его проблемы и возможности по управлению. Третий — вооружить себя приемами активной безопасности, обучившись в Центрах контраварийной подготовки. Будьте здоровы.

источник